среда, 27 октября 2010 г.

Ганнибал versus Цэдэнбал

Была однажды статья о школьном образовании в Бурятии, в одном из мест было недоумение по поводу того, что школьники знают о Пунических войнах больше, чем об истории родной земли. "История родного края" звучит и имеет контекст небольшого участка местности. Край - может быть и деревней, и территорией половины Европы, а то и отдельной страной Украиной.
С другой стороны, даже одна деревушка может иметь большое место в истории.
Например, село Посольск на берегу Байкала в Кабанском районе, названо не от "посо́л рыбы". В этом месте в 17 веке бурятами была уничтожена царская дипломатическая миссия. Целью миссии было принятие договора между царской Россией и Цэцэн ханом, владевшим Восточной Монголией. Чуть позже Цэцэн хан сменил намерение объединиться с Российской империей, возможно под влиянием жены из хоринского рода.
Не будь царские послы ликвидированы - Восточная Монголия стала бы частью России
.
Вот они, 350 лет добровольного вхождения Бурятии в Россию...

Ну да ладно. Самым колоритным персонажем в Пунических войнах был Ганнибал. Точнее, герой и полководец 2-й Пунической войны Ганниба́л Ба́рка. И со школьных скамей остался интерес - почему некоторые бурятские (точнее, тибетского происхождения) имена похожи на финикийские.
Например, Цэдэнбал, Дашибал - Ганнибал, Гасдрубал.
Сейчас есть интернет, и понятно, что совпадение случайное. У карфагенян часть имени -b'l (общесемитское) было именем бога Ваала. В именах тибетского происхождения -bal означает "сияние/блеск", что в первой части имени - то и сияет.

2 комментария:

  1. была очень популярно такие имена как Улзийбал-что тоже Дашибал. Бал по-нашенски переводится как Цогт. Цогто и сегодня наипопулярнейшее имя, мне кажется.

    ОтветитьУдалить
  2. Согто распространенное имя, да

    ОтветитьУдалить